Репортаж о выставке классических автомобилей, посвященной Международному дню музеев, которая состоялась 22.05.2005 в Харькове

Это действие, которое открылось глазам харьковчан 22 мая, хотя и посвящалось Международному дню музеев, но представленная техника совсем не была похожей на заброшенные музейные экспонаты, покрытые вековой пылью. Все автомашины, мотоциклы и даже один броневик времен Второй мировой войны не только приехали на площадь Свободы своим ходом, но и привезли на себе солдат двух враждующих армий – РККА и «Вермахта». Режиссерами и действующими лицами этого необыкновенного действия были члены Технического клуба «Самоходъ» и работники Харьковского 110-го военного авторемонтного завода.

Традиционным местом сбора автомобилистов уже давно стала улица Университетская. Именно здесь, возле исторического музея собираются харьковские любители классических автомобилей, чтобы потом отправиться по улице Сумской на площадь Свободы, где жители Харькова уже привыкли видеть на праздниках их «чудеса на колесах». Хотя и до сих пор проезд такой автоколонны центральными улицами города является маленькой сенсацией для всех. Люди останавливаются и, затаив дыхание, провожают технику удивленными взглядами, а водители останавливают свои сверкающие современные авто, чтобы рассмотреть невиданные доселе машины. Кое-кто из них, кажется, готов без колебаний поменять свою новенькую иномарку на какой-нибудь из ретромобилей. А раритетов здесь хватало: кроме военных грузовиков и джипов, редчайшие «Победа» и «Москвич-401» с кузовами типа кабриолет, зелено-белый «Москвич-407», который имел вид только что сошедшего с конвейера, и другие представители советского автопрома. Германию представляли несколько «БМВ», интереснейшим из которых была 315-я модель 1941 года выпуска с открытым верхом, Италию – «Альфа-Ромео-Юниор» 1975 года. «Настоящую Америку» показал грозный покоритель хайвэев из дикой породы «мускул-каров» – спортивный двухдверный «Олдсмобиль-442» 1967 года. И хотя заинтересованные не смогли услышать басовитого грохота его 300-й сильной «восьмерки», поскольку на нем стоял двигатель от «Волги», но своими габаритами «Олдсмобиль» напомнил всем времена, «когда автомобили были большими». Тяжело поверить, что такой двухтонный «монстр», имея родной двигатель, смог бы и сейчас посоревноваться за звание быстрейшего даже с современными спортивными авто.

Но главное внимание харьковчан привлекла техника Второй Мировой войны: настоящая «Катюша», легкий броневик БА-64, грузовик ЗИС-5, «Урал-ЗИС» и легендарная «полуторка». Сопровождали их солдаты, одетые в военную форму Красной армии и немецкого «Вермахта» с полным вооружением: пистолетами, гранатами, винтовками, карабинами, автоматами ППШ, ППС, МП-38/40 и даже тяжелыми пулеметами «Максим» и МГ-42. А американский военный грузовик «GMC» тянул за собой настоящую 37-милиметровую зенитку. Толпа сразу же охватила эту технику в плотное кольцо, сквозь которое нужно было «прорваться с боем» – всем хотелось сфотографироваться на память с советским или немецким офицером. «Фашисты» охотно позировали перед фото- и видеокамерами с каждым желающим. Многие из харьковчан просто не верили, что в наши времена бурного развития рыночных отношений все это было бесплатно. И действительно возникает вопрос, ради чего люди все это делают?

– Автомобили и история – это не только наше хобби, – говорит президент Технического клуба «Самоходъ» Александр Осетров. – Это часть нашей жизни. Мы не просто их реставрируем и коллекционируем, но и хотим показать все это людям, воспитать в них чувство уважения к старой технике.

Что ж, эта частичка истории в самом деле является довольно ценной. Скажем, у нас в Украине второй такой «Катюши», которая сама бы передвигалась, не найдешь. А броневик БА-64 вообще уникальный, поскольку, таких сохранилось всего два – да и те в России. Вся техника восстанавливалась на высоком профессиональном уровне с привлечением настоящих специалистов. Кто как не работники 110-го авторемонтного завода, на котором во времена войны ремонтировались «Катюши», ЗИСы и «полуторки», могут точно и детально реставрировать эти машины? Все таки хорошо, что у нас есть еще люди, видящие в старой технике историю, а не металлолом.

(Статья любезно предоствлена Василием Мельником)

"Катюша"бойцы на JMC

"Победа"

 

 

 

 

 

БА-64"Виллис"«Олдсмобиль»

Клуб "Самоходъ" Думая
  о будущем - сбереги прошлое Тел.: +38(057) 343-66-33 | E-mail: andy8383@mail.ru